Новости

«Заниматься наукой означает делать мир понятнее и лучше»

23.01.2023


В Пермском крае до 15 февраля продолжается прием заявок на конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Ученики 7–11-х классов могут придумать и реализовать идею по одному из 6 направлений: от беспилотного транспорта до генетики и биомедицины, от агропромышленных технологий до когнитивных исследований и искусственного интеллекта.

Как определиться с проектом, в чем роль наставника? Об этом рассказала старший преподаватель кафедры «Геодезии и картографии» ПГАТУ, эксперт направления «Беспилотный транспорт и логистические системы» Ахремчик Александра Михайловна.


- Зачем школьникам участвовать научно-исследовательских проектах?

- Наука – удивительная вещь, это отдельный институт, основная цель которого – получение новых знаний о мире. Заниматься наукой означает иметь определённый склад ума, сформировать в себе определённую картину мира и выработать навыки работы. Это сложно. Это требует усилий. Конечный результат не известен, как и успех проведения какого-либо исследования – его может и не быть. Но как здорово, когда все усилия приводят к результату, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу.

Заниматься наукой означает делать мир понятнее и, наверное, лучше. Это работа для тех, кто готов тратить свои силы на неизведанное и искать решения самых разных задач.

Обнаружить себе тягу к исследовательской деятельности не так просто, именно поэтому во многих школах ежегодно проводятся учебно-исследовательские конференции, направленные не столько на получение объективных новых знаний о мире, сколько на понимание того, как всё устроено – ребята учатся правильно формулировать тему, ставить цель и задачи, понимают важность работы с разными информационными источниками и приобретают навыки проектно-исследовательской деятельности. В этом и состоит важность участия школьников в исследовательских проектах – ребята понимают значимость научной работы, значимость правил, значимость объективности и значимость собственного участия. Благодаря этому уже в школе у них может сформироваться представление о том, подходит ли им (интересна ли им) такая деятельность.

 – Как выбрать направление на конкурсе?

 - Очень важно выбрать дело по душе. Тогда любое дело, равно как и выработка нового объективного знания, будет приносить радость и сопровождаться чувством выполненного долга. При выборе направления важно учитывать не только его «модность» и популярность, но и собственный интерес. Если заниматься тем, что не интересно, вряд ли можно достичь больших успехов, хотя вероятность есть, конечно.

Ну вот представьте, урок геометрии, контрольная, вам предлагают решить задачу несколькими способами, нужно предложить несколько различных решений. Если вы любитель точных наук, вам придется по душе такой формат работы, ведь вы сможете несколькими способами доказать правильность построения и взаимоотношения геометрических фигур. Если же математику не любите, будет прекрасно, если вы укажете в своем решении хотя бы один какой-то способ необходимого решения. А математики на уроке литературы не смогут оценит красоту деепричастного оборота и тридцать три синонима к слову «красный», которыми автор описал закат.

Выбор направления темы проектно-исследовательской деятельность очень важен, заниматься тем, что интересно гораздо веселее и продуктивнее, идей возникает больше, они зачастую необыкновенные и, главное, всегда есть силы идти дальше – интересно, что же всё-таки получится.


photo_2023-01-23_18-09-32.jpg


- Как понять, актуальна ли проблема?

- Актуальность темы довольно сложное понятие для применения в школьной жизни. Не все учебные исследования должны ей обладать и связано это с уровнем развития школьной науки. Любое новое знание для школьника уже отражает значимость и важность проведённой им работы. Учебная проектно-исследовательская деятельность не обязательно должна быть объективно актуальной, её важность в получении новых знаний самими ребятами.

Также стоит отметить, что все темы, заявленные на всероссийских конкурсах, уже актуальны, организаторы стараются сделать так, чтобы всё о, над чем впоследствии будут работать ребята было новым для них и интересным, именно поэтому очень хорошо продумывают темы.

- Кто такой наставник, зачем он нужен?

-  В любой научной деятельности, в любом тематическом направлении есть профессионалы (корифеи) – люди, которые занимаются каким-то научным вопросом очень давно, живо интересуются им, знают особенности работы с ним и способы достижения цели, правила работы. Именно они направляют, подсказывают и обучают молодых ученых. Зная все плюсы и минусы научной работы, зная проблемы своей тематической отрасли, методы исследования, они помогают найти правильный путь в науку: где-то подсказывают, от чего-то ограждают. Найти научного наставника непросто, но очень важно. Именно благодаря его научному руководству юные исследователи учатся научной работе.